Перейти к содержимому


Фотография

Константин Николаевич Леонтьев - философ, писатель, дипломат


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 OFFLINE   Лесной кот

Лесной кот
  • Администраторы
  • 3 037 сообщений
  • 147 благодарностей
  • Регистрация 17-Июнь 11
  • Откуда:Калуга

Отправлено 28 Январь 2017 - 09:16

2011 год можно с достаточным основанием считать годом памяти известного русского философа, литературного критика, писателя и успешного дипломата Константина Николаевича Леонтьева. В этом году исполняется 180 лет со дня его рождения и 120 лет со дня смерти. Не имевший последователей при жизни, этот «одинокий мыслитель», как его называли современники, обрел всемирную известность в XX-XXI столетиях. Ежегодно публикуются десятки исследований его творчества, как в России, так и за рубежом.

 

Буфер обмена01.jpg konstantin_leontev.jpg

Жизнь и деятельность этого самобытного мыслителя теснейшим образом связана с Калужским краем. Здесь он обдумывал важнейшие положения своей философской и социально-политической теории. Его литературные произведения – это художественное отображение повседневной жизни губернского общества, а многие персонажи имеют реальных прототипов.

Константин Николаевич Леонтьев родился 13 января (по новому стилю 25 января) 1831 года в сельце Кудиново Мещовского уезда (теперь Юхновского района). Крестили его в церкви Рождества Христова соседнего села Щелканово. К. Леонтьев происходил из родов столбовых потомственных нетитулованных дворян: ярославских Леонтьевых и смоленских Карабановых, история которых теряется в XVI веке.

Его дед Борис Иванович Леонтьев стал основателем калужской ветви рода Леонтьевых. Он же в 1809 г. выкупил у губернского секретаря П.А. Зыбина имение Кудиново, ставшее родиной будущего дипломата и философа.

Многие исследователи отмечают влияние Кудинова на становление его мировоззрения. Именно здесь в атмосфере замкнутого усадебного быта, под влиянием семейных преданий была заложена основа его будущей философской доктрины. Это эстетизм, монархизм, патриотизм, православные ценности.

С 1844 по 1849 г. он обучался в Калужской мужской гимназии, которую окончил с отличием, и поступил на медицинский факультет Московского университета.

Имя Константина Леонтьева вписано в историю Оптиной Пустыни. Здесь он проходил многолетнее послушание и был тайно пострижен в монахи 23 августа 1891 года. Его духовными наставниками были о. Климент (Зедергольм) и старец о. Амвросий. Здесь окончательно оформилось его религиозно-философское учение.

Судьба К.Н. Леонтьева многим покажется парадоксальной. Не окончив медицинский факультет, он батальонным лекарем уходит на Крымскую войну (1853-1856). Потом сосредотачивается на литературной деятельности. И новый поворот в жизни: поступает на службу в Азиатский департамент МИД. С 1863 по 1873 год он являлся дипломатическим представителем Российской империи на Балканах – в Кандии и Салониках (Греция), Сербии, Дунайской Болгарии, Албании. Ему прочили блестящее дипломатическое будущее. Начав службу канцелярским чиновником, Леонтьев окончил ее в должности консула российского консульства.

Однако стечение обстоятельств, которое он пережил как личностный кризис, заставило его снова изменить линию своей судьбы. Успешный дипломат подает в отставку и уходит на Афон с твердым намерением принять постриг. Последний период его жизни – с 1873 по 1891 год – это сложный путь к Истине, через страх и смятение. Но именно в это время появляются самые знаменитые трактаты и статьи Константина Леонтьева, в которых за чередой событий российской и мировой истории читателю открывается внутренняя логика исторического процесса.

Его категоричные суждения о социально-политическом, экономическом и культурном развитии человечества звучали как пророчества (многие из которых уже сбылись). Не случайно писатель Д.С.Мережковский называл К.Н. Леонтьева «страшное дитя». Так, согласно французской пословице, называли детей, открыто говорящих взрослым правду.

Философское наследие Константина Леонтьева сложно и многогранно. Его невозможно втиснуть в рамки какого-то одного идейно-политического течения. Бесспорно одно: К.Н. Леонтьев последовательно критиковал либерально-демократические, антипатриотические и глобалистские воззрения. Он обличал скрытые недостатки демократии и республиканского строя, чреватые не меньшими ограничениями прав и свобод, государственным произволом, нежели в условиях монархии. Многие идеи, высказанные мыслителем в 1870-80-е годы, не утратили актуальности сегодня, особенно в связи с последними событиями, породившими массовые спекуляции на тему национализма и патриотизма.

Особым местом в мировой философии Леонтьев обязан уже своему открытию универсального «закона трех стадий». Согласно ему, все во Вселенной, в том числе человек, общество, государства, культуры и цивилизации, проходит в своем развитии три стадии, соответствующие трем возрастам: юности, зрелости и старости. Это стадии «первичной простоты», «цветущей сложности» и «вторичного смесительного упрощения».

Предметом особого внимания К.Н. Леонтьева являются самодержавие, патриотизм, православная мораль, считавшаяся общенациональной ценностью. Для него государство – единственное организующее, упорядочивающее начало в общественной жизни. Обществу как социальному организму присуща внутренняя потребность в единстве, единоличной власти, которая крепнет в эпоху «цветущей сложности». Единоличная власть – признак расцвета государственной жизни. Следовательно, неприкосновенность единовластия русского самодержавия есть признак и гарантия могущества Российского государства.

В то же время Леонтьев не идеализирует самодержавие. Он считает его лишь наилучшей из всех возможных форм правления. Во-первых, потому что демократическая республика не способна обуздать страсти и эмоции порочной человеческой природы в условиях свободы, порождающей самоуверенность. Свобода, не сдерживаемая никакими авторитетами, неизбежно приведет к хаосу и анархии. А «русские» пороки требуют большей власти: «легализованного внешнего насилия» - самодержавия и внутреннего страха согрешить – православия. Философ убежден, что самодержавие для России – исторически оправданная форма правления.

В определенной мере К.Леонтьев был апологетом насилия, принуждения как метода государственного управления. Но в его понимании принуждение – лишь временная, чрезвычайная мера, призванная отсрочить гибель России, в том числе оградить ее от губительного влияния западной цивилизации. Кроме того, мыслитель допускал только деспотизм, освященный требованиями православной морали: православие должно одухотворять деятельность государства.

Философ давал критическую оценку и современному ему Западу. Его пороки есть признаки старения, так как Европа уже в начале XIX века вступила в третью и последнюю стадию развития. Поэтому демократические ценности становятся для него синонимом гибели и разрушения: «…к старости и смерти воцаряется демократическое, эгалитарное и либеральное начало». Провозглашенная либерализмом и социалистическими учениями идея всеобщего равенства (равенства лиц, сословий, условий быта, областей, наций) есть, по мнению Леонтьева, практическое выражение внутреннего однообразия, которое является признаком скорой гибели общества и государства. Либеральное общество безлико, а всеобщее равенство и благо порождают «всеобщую мировую скуку». Поэтому философ выступал за социальное неравенство, но не классовое в привычном понимании, а за неравенство положения различных социальных групп вообще.

Идеи всеобщего равенства и блага опасны уже потому, убежден Леонтьев, что призрачны, отвлеченны, безосновательны. Они противоречат, с одной стороны, естественному порядку вещей. Люди объективно не могут быть одинаковыми. Каждый человек – индивидуальность. (Впрочем, философ искажает идеи либерализма, не сводившего равенство к уравнительству.) С другой стороны, всеобщее благоденствие недостижимо уже потому, что противоречит христианскому вероучению. Страдание есть необходимое свойство человеческого бытия, поскольку в мире гармонично сочетаются добро и зло, справедливость и ее антипод. Леонтьев развил интересное учение о мировой гармонии, предполагающей сочетание страдания и счастья, зла и добродетели, свободы и стеснения, и противопоставил его утопической концепции всеобщего благоденствия и процветания. В-третьих, эти надежды иллюзорны, так как политическое и гражданское равенство неизбежно усиливает экономическое неравенство.

Константин Леонтьев пессимистически оценивает и прогресс, который не делает людей счастливыми. Кроме внешнего комфорта, он не способен дать внутреннего удовлетворения жизнью. А возрастающие в результате материально-технического прогресса потребности в массе невозможно удовлетворить.

Вполне определенна позиция мыслителя и по национальной проблеме, и по вопросу о целях внешней политики деятельности Российской империи. В их осмыслении очевидна безграничная любовь автора к Отечеству. Как все русские философы XIX века, Константин Леонтьев осуждал «казенный» патриотизм, суть которого в самодовольстве, некритическом восхвалении национальных самобытных начал. В то же время патриотизм должен пониматься не как пассивное переживание принадлежности к тому или иному государству, но как творческий акт, предполагающий не только созидание национальной культуры в узком смысле, но и понимание ответственности перед страной постоянного или преимущественного проживания своими согражданами. Истинный патриотизм состоит в заботе о «благе Отечества», в выполнении каждым своего гражданского долга.

Основой внутренней национальной политики в многонациональном государстве должно стать покровительство основам государствообразующей народности, но при условии признания культурного равноправия всех народностей в его составе, другими словами – признания за ними религиозно-бытового своеобразия. Гарантией от этногосударственного партикуляризма должно стать общенациональное гражданское сознание, основанное на религиозно-политической идее и мысли об общей исторической судьбе народностей, объединенных в государстве. Важным условием должна стать и солидарность народностей относительно первенства государствообразующей народности.

Все это предполагает понимание нации как гражданского сообщества единого государства. Добавим, что К.Н. Леонтьев определяет нацию опять-таки как культурное явление, а не как кровнородственный союз, племенную и языковую общность.

Во взаимодействии с западными суверенными державами он предлагал следующую тактику: «Для того, чтобы нация приобрела хотя бы и преходящее (как все на свете), но все-таки истинное и прочное мировое значение, ей надо творить свое для себя. Только созданное для себя и по-своему может послужить и другим». Но Леонтьева опрометчиво было бы обвинять в изоляционизме, поскольку он допускал преемство между культурами, но при условии, чтобы новое не противоречило, а усиливало исторические начала России – государственность и православие.

Философ видел возможным слияние всех европейских государств в федеративную рабочую республику как возможный исход европейской цивилизации. Это новое всеевропейское государство должно будет «отказаться от признания в принципе всех местных отличий, отказаться от всех хоть сколько-нибудь чтимых преданий, быть может… сжечь и разрушить главные столицы, чтобы стереть с лица земли те великие центры, которые так долго способствовали разделению западных народов на враждебные национальные страны». И если Россия сделает выбор в пользу обособления от всеевропейской государственности, она должна умножать свою силу, которая заключается в ее исторических началах, национально-культурном своеобразии. Каждый внешнеполитический шаг должен удовлетворять требованиям национальных основ. Внешняя политика должна быть самостоятельна и самобытна. Это единственная гарантия от уравнения наций: внешняя подражательность чревата утратой остатков культурной независимости и гибелью.

Судьба философского наследия Константина Леонтьева неоднозначна. Но издание второго полного собрания сочинений мыслителя и избранных трудов подтверждает его востребованность нынешним поколением неравнодушных к судьбам России и мира.

 

Ирина БЕРГОВСКАЯ,

кандидат философских наук


  • 0

Россия, как известно, страна с непредсказуемым прошлым (с)
Si vis pacem, para bellum.





Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика