Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

Следы культа Свентовита (Святовита) у русских


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 OFFLINE   Лесной кот

Лесной кот
  • Администраторы
  • 3 036 сообщений
  • 146 благодарностей
  • Регистрация 17-Июнь 11
  • Откуда:Калуга

Отправлено 12 Февраль 2017 - 21:04

             Верховный славянский бог Свентовит, зафиксированный у балтийских славян - в нашей, восточной Руси прямо не упоминается.
             Напомним, главным из множества славянских божеств (по сообщению Славянской Хроники, Гельмольда из Бозау), самым убедительным в ответах был Свантевит (Zuantewith в оригинальном написании), бог земли ранской. В других источниках, он также упоминается как Свентовит. Главный его храм располагался на севере острова Рюген, в крепости на мысе Аркона.
             Однако, у нас, на Руси имеется масса разных фактов, обстоятельств и свидетельств, которые вполне напоминают о культе Свентовита. И  могут являться его следами.
Это как материальные предметы, так и примеры из обширной области устного народного творчества.
             Например, широко известно о том, что одним из важнейших элементов культа этого бога был священный белый конь. А при его храме состояло 300 отборных всадников.
Вот соответствующие описания из Деяний Данов, Саксона Грамматика:
            "Этот бог имел триста коней и столько же воевавших на них всадников; всё богатство, добытое ими оружием или хитростью, отдавалось на попечение жреца. (...)
Кроме того этот бог имел также храмы в многих других местах, управляемые жрецами меньшей важности.
            Кроме того при нём был конь, совершенно белый, у которого выдернуть волос из гривы или хвоста почиталось нечестием. За ним одному жрецу позволялось ухаживать и садиться на него, дабы употребление священного животного не было слишком частым и унизительным. На этом коне, по мнению руян, Свентовит — таково было имя изваяния — воевал против врагов своей святыни. Главным доводом этого считалось, что, находясь ночью в стойле, он оказывался покрыт грязью и потом так, словно в скачке преодолел пространство долгих путей.
           Когда предполагалось начать войну против какой-либо страны, перед храмом по обычаю служители ставили три копья. Из них два втыкались наконечниками в землю и соединялись [третьим] поперек; эти сооружения размещались на равном расстоянии. К ним конь, во время выступления в поход, после торжественного моления, выводился в сбруе жрецом из входа. Если поставленные сооружения переступал правой ногой прежде, чем левой, это считалось знаком удачного хода войны; если же левой прежде правой ступал, то направление похода изменяли. Выступая также на разные предприятия, по первому движению животного получали предсказания. Если оно было счастливым, радостно двигались в путь; если же несчастным, поворачивали назад."

            Похожий способ гадания описывается и у наших русских:
           "Девицы... Выводят из конюшни лошадей через оглоблю. Если которая зацепит оглоблю ногами, то муж будет сердитый; если же перескочит чрез нее, то муж будет тихий и смирный." (И.П.Сахаров. Сказания русского народа).
           "Русские девушки, гадая о суженом, выводят лошадей из конюшни через оглобли или жердь: когда лошадь зацепится за оглоблю — знак, что муж будет сердитый, злой и девицу ожидает несчастное житье; а пройдет лошадь, не зацепившись, - муж будет добрый и житье счастливое." (Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Том 1)
            Это же видно в русском представлении, или веровании, которое отразилось в поговорке "встать не стой ноги", "встал не стой ноги" (с левой, а не с правой, из-за чего день развивается неудачно, дела не ладятся).
             Кроме того, у нас в России, в Рязанской губернии, сохранилось интересное описание народных представлений, связанных с 24 августа (11 августа по старому стилю, с так называемым "Фёдором-Власием"). Приведу текст с сайта Народный календарь:
Фёдор-Власий. Полагают, что в эту ночь на могилах ходят разные привидения, слышны свист, вой и песни и бегает белый конь.
             В Рязанской губернии, в селениях, расположенных на берегах рек Вожи и Быстрицы, было предание, что на могилках Перекольских бывает чудо чудное, диво дивное. Там, на болоте Ермаковой, бывает свист, слышны песни. Кто свистит, кто поет — никто не ведает. Из болота выбегает на могилки белая лошадь. Эта белая лошадь обегает все могилки, прислушивается к земле, раскапывает землю и жалобно плачет над покойниками. Зачем она бегает, что слушает, о чем плачет, никто не знает, не ведает. Ночью над могилками появляются огни и перебегают на болото. А эти огни не то, что в городах бывают на свечах, а в деревнях на лучине; нет, эти огни горят по-своему, светят иначе. Как загорят они, так видно каждую могилку, а как засветят, то видно, что и на дне болота лежит, да уж так видно, что в избе лавка. Пытались добрые люди поймать белого коня, дознать, кто свистит, кто поет, поймать огонь на могилках и на болоте. Не тут-то было. Конь никому в руки не дается, от свисту и от песней только глохнут, а про огонь и нечего говорить. Вестимо дело: кто огонь поймает?
             Поселяне говорят, что здесь когда-то было побоище. Сражались русские князья с татарами, бились не на живот, а на смерть. Татары начали одолевать князей, как вдруг ни отсюдова, ни оттудова выезжает на белом коне неведомый богатырь с своими сотнями. Бьет и колет татар, направо и налево и добил их чуть не всех. Тут подоспел окаянный Батый; он убил богатыря, а белого коня загнал в болото. С тех пор белый конь ищет своего богатыря; а его сотня удалая поет и свищет, авось откликнется удалый богатырь.
              Семантическое совпадение со Свентовитом, сражающимся с врагами, а также с тремя сотнями его всадников - вполне очевидно.
              Но помимо этого, данные представления явно напоминают описания какого-то важного события. Выглядит это как какой-то ключевой день в языческом календаре. Обращает на себя внимание двойное название. Из которого второе - это Власий (что вполне может быть отсылкой к Велесу). Следовательно "Фёдор" - может быть эпитетом того, кто ему противостоит. Богатырь на Белом Коне сражается со своими сотнями против тёмных сил и погибает. Может быть, это Перун, как военная ипостась Свентовита, а то и сам Свентовит? И 24 августа - это дата сражения Перуна (Свентовита) и Велеса, день битвы "Фёдора" и "Власия". А связано это всё  с приближением осени и временной победой сил тьмы? Может быть это тот самый "основной сюжет", реконструируемый рядом исследователей? Позже, разумеется, исходная легенда, в рассматриваемом случае, была сопоставлена и смешана с реалиями постоянной, не прекращавшейся веками, войны русских с татарами и прочими кочевниками. Но основа, как нам представляется, здесь может быть вполне языческая.
             Хочется также отметить какую-то естественность веры русских, в то, что в тягостную минуту за них может выступить могущественный богатырь на белом коне, обладающий чудесной мощью, в сопровождении своих воинов! Наверное - вот они, исконные наши "культурные коды".
Здесь также стоит отметить, что именно в Старой Рязани был найден древнерусский многоликий (скорее всего, изначально четырёхликий) идол. Оплавленный в результате пожара, при разрушении города Батыем.

 

i_064.jpg
Многоликий металлический идол, найденный на Рязанщине.

 

            Подобные фигурки, обычно из дерева, или кости находят по всему Балтийскому морю, вот, например, таковые из нынешней Латвии:

 

Zuantevit.jpg

             

             Подобные фигурки (включая эти, конкретные) хранятся ныне в изобилии в музее Истории Риги и мореходства.

muhl_05.jpg            Вот такие же  из Дании и с Волина.

            Многоголовые, многоликие фигурки также являются прямой отсылкой к Культу Свентовита. Вспомним текст Саксона Грамматика: "В самом храме стоял большой, превосходящий рост человеческий, кумир с четырьмя головами, на стольких же шеях, из которых две выходили из груди и две — к хребту, но так, что из обеих передних и обеих задних голов одна смотрела направо, а другая — налево. Волосы и борода были подстрижены коротко, и в этом, казалось, художник сообразовывался с обыкновением руян."

 

Sventovit_01.jpg

 

            Ещё одним, демонстрирующим близкие совпадения с культом Свентовита на Руси феноменом, является серия былин о главном русском богатыре Святогоре! И совпадений этих много. Скорее всего - Святогор, это есть просто прямое упоминание Свентовита.

            Начнём с имени Святогора, в начале слова, оно содержит корень "свят", что означает "священность", и именно с этого же корня начинается имя Свентовита. Форма "свент" - является более древним вариантом произнесения этого корня. С точки зрения норм  современного русского языка - сегодня имя этого бога выглядело бы как Святовит.
            Далее, Святогор был верховным, священным русским воином, обладателем высшей силы. (Кстати, здесь явная аналогия и с сообщением, записанным в Рязанской губернии). Именно от него получали свои умения многие русские богатыри. Совпадение с верховным статусом Свентовита очевидно!
            В некоторых текстах - Святогор предстаёт как великан, который цеплял головой облака. Касательно Свентовита, на Рюгене сохранились легенды из времён начала христианизации, повествующие что он, в образе великана, забрасывал первые христианские церкви камнями.
Далее - Святогор, как и Cвентовит имел волшебного коня. Также, важнейшим элементом былин про Святогора является его огромный священный меч. А вот описание атрибутов Свентовита, оставленные Саксоном Грамматиком: Невдалеке были видны узда и седло бога и многие знаки его божественности. Из них вызывал удивление заметной величины меч, ножны и рукоять которого, помимо превосходного резного декора, украшали серебряные детали.
Свада. Сварга. Сварог. Свентовит. Свестеть...
               Ещё одним явным совпадением является место жительства Святогора. Жил он, как мы помним, на острове, на Святых, Светлых горах. В некоторых вариантах былин - на Святом, Крутом острове! В былине когда Святогор передал Илье Муромцу силу попав в гроб, в котором и остался, он как раз, направлялся на свой остров, покрытый дубами. Свою жену Плёнку Поморскую, Святогор после предсказания Коваля, отыскал в Царстве Поморском. Та лежала "во гноище", на лавке, в самой дальней избе, самой дальней деревни. От удара святогорова меча она исцелилась, о чём он, по-началу не узнал, так как ушёл, разозлившись. Однако, после своего волшебного исцеления, та собрала много кораблей и начала на них торговать по всему Поморскому Царству, а когда разбогатела, то отправилась к Святогору на его остров, на Святые Горы,  и снова по морю! Есть вариант, также, где он сам её отыскал. В любом случае - образ главного русского богатыря Святогора практически неотделим от моря, от острова и от Поморского Царства.
              Вот фото белых рюгенских утёсов. Чем не Святые Светлые Горы? Вот он Крутой Остров Святогора!

21435429jasmundSkaly.jpg             

И, наконец, что касается Рюгена, то помимо Арконы с храмом Свентовита, там есть и ещё одно примечательное место. И это населённый пункт, который впервые в 1294 году упоминается как Swantegora, а позже также как Zwantegur и Swantegore. Ныне он носит название Swantow. Точнее сейчас это уже не самостоятельное поселение, а район городка Poseritz (Поозёрицы). В Свантове стоит очень старая церковь - во имя Св. Стефана, постройки середины 12 века. Полагаю, когда её строили - те, для кого её возводили, ещё могли считать, что ставят её Свантегору.
              Как видим - параллелей достаточно!
              Отсутствие же прямых упоминаний Свентовита-Святовита в русских источниках может быть связано с общим, крайне не подробным описанием местного язычества, оставленным нам древнерусскими авторами. Есть всего лишь несколько упоминаний древнерусских богов. В том числе - большинство из них относятся к Перуну, главному богу воинского сословия, который, при этом, может являться одним из ликов Свентовита. Просто когда наши первые князья, все как один клялись Перуном - летописцы не могли проигнорировать этот факт. А в целом же - их описания древнейшей религии русских скупы и обрывочны. Также это может быть связано ещё и с тем, что до нас дошло крайне мало текстов домонгольского периода - большинство погибло во время Батыева нашествия.

 

Полная версия статьи - http://swinow.livejo....com/92429.html


  • 0

Россия, как известно, страна с непредсказуемым прошлым (с)
Si vis pacem, para bellum.






Похожие темы Collapse

  Название темы Форум Автор Статистика Последнее сообщение

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика